16:25 Перспективы динамического исследования словообразовательных подсистем русского языка |
Словообразовательная
динамика, синхронно-диахронный анализ, словообразовательная подсистема Summary.
One of current problems of
modern Russian philology is a dynamic study of semantic-word-formative
subsystems of the Russian language, e. g. subsystems of prefixal verbs, formed
from verbs. Synchronous-diachronic analysis of such subsystems allows to
understand the mechanism of the Russian word formation and to reveal the moving
forces and trends of. Динамическое словообразование можно отнести к числу приоритетов современной русистики, поскольку именно динамический подход к изучению лингвистических объектов позволяет выявить различные типы колебаний в функционирующей системе языка. Динамика формирования отдельных словообразовательных типов, словообразовательных гнезд, словообразовательных категорий обнаруживается при исследовании того или иного процесса в его историческом развитии. Один из основных постулатов в работах по словообразованию — соссюровский постулат о противопоставленности синхронного и диахронного подходов к описанию языковых фактов — все более отчетливо оспаривается в последнее время. Само понятие словообразование — образование слов — имплицирует представление о процессе. Взгляд на диахронию как на процесс в его эволюции, а не на простую смену отдельных синхронических состояний предполагает рассмотрение фактов словообразования в развитии, в их внутрисистемном взаимодействии друг с другом. Динамика может обнаруживаться как ряд состояний исследуемой словообразовательной подсистемы. Именно представление о непрерывности словообразовательной динамики лежит в основе синхронно-диахронного подхода к исследованию словообразовательных явлений и процессов. В ряде работ программного и теоретического характера обозначены основные направления развития исторического и синхронно-диахроннного словообразования, обоснованы базовые положения этого направления ([9]; [8]; [1]; [6]; [7]; [2]; [3]; [5] и др.). Синхронно-диахронный подход позволяет рассматривать словообразовательные процессы исходя из системного статуса изменяющихся объектов, при этом историческая стабильность языковых фактов в тот или иной период осмысливается как этап в постоянном развитии языка. Синхронно-диахронический анализ дает возможность охватить весь письменный период русского литературного языка, что позволяет представить тот или иной семантико-словообразовательный процесс в целом, более или менее полно отразить картину языковой эволюции. Перед син-хронно-диахронным словообразованием стоят задачи создания полного и обобщающего описания конкретного языкового материала, выработки системы такого описания, уточнения и определения единиц описания. Ограниченная объяснительная способность анализа в рамках словообразовательных типов определила выход в границы других словообразовательных подсистем: словообразовательного гнезда, словообразовательной категории, словообразовательной формации. Продуктивным может быть динамическое исследование и таких словообразовательных подсистем, как производные слова, объединенные общностью словоопроизводственного процесса (например, префиксальные глаголы [2] или редуп-ликанты [7]), как семантико-словообразовательные подсистемы, подобные подсистеме слов русского языка с общейчастью благ-, то есть объединение слов разных словообразовательных типов на основе формально-структурной и семантической общности (в большинстве слов часть благ- играет роль словообразующего средства, компонент благ- в производных словах сохраняет, как правило, свою семантику). Семантико-словообразовательная подсистема, таким образом, — это формально (структурно) и семантически организованная общность производных слов, характеризующаяся системными связями и отношениями. Синхронно-диахронный анализ различных семантико-словообразовательных подсистем способствует выявлению системных связей в языке. Так, при динамическом исследовании семантики приставок в парадигматическом аспекте, рассматривая приставочный глагол во внутрисинтагматиче-ских словообразовательных связях [2], мы исходим из возможности обобщения свойств отдельных единиц словообразовательной системы и распространения наиболее явных закономерностей их взаимодействия на процесс внутригла-гольной префиксации в целом. Синхронно-диахронный анализ семантико-словообразо-вательных подсистем в силу его системного характера способствует не только выявлению самого механизма деривационных процессов, но и определению движущих сил, основных факторов языковой динамики в целом. Исследование все более широкого круга таких подсистем должно способствовать решению этой задачи. Литература: 1. Азарх Ю. С. Словообразование и формообразование существительных в истории русского языка. М., 1984. 2. Дмитриева О. И. Динамическая модель русской внутриглагольной префиксации. Саратов, 2005. 3. Кадькалов Ю. Г. Из истории отвлеченных существительных: Имена с суффиксом -uj- (-j) в русском языке. Саратов, 2007. 4. Кадькалова Э. П. Развитие отношений между словообразовательными моделями одной словообразовательной категории: принципы и перспективы изучения // Исследования по историческому словообразованию. М., 1994. 5. Кадькалова Э. П. К изучению законов словопроизводства: Аген-тивные глаголы в русском языке. Саратов, 2007. 6. Коряковцева Е. И. Имена действия в русском языке: история, словообразовательная семантика. М., 1998. 7. Крючкова О. Ю. Редупликация как явление русского словообразования. Саратов, 2000. 8. Николаев Г. А. Русское историческое словообразование: Теоретические проблемы. Казань, 1987. 9. Улуханов И. С. Состояние и перспективы изучения исторического словообразования русского языка // Исследования по историческому словообразованию. М., 1994. |
|
Всего комментариев: 0 | |