[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Уроки Русского языка » Семантика. Лексикология » Русская мотивология: этапы становления (Мотивированность слова, мотивологический подход и т.д.)
Русская мотивология: этапы становления
ForbesmanДата: Среда, 19.01.2011, 16:58 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 14
Репутация: 10000
Статус: Offline
Мотивированность слова, мотивологический подход, теория лексической мотивации, мотивационные словари

Summary. The report is devoted to the historiographical overview of motivology — the science which studies the lexical phenomenon of motivation from the point of view of language speakers. The founder of the motivological concept is Professor of Tomsk State University — Blinova O. I. who is turning 80 in 2010.

К 80-летию проф. О. И. Блиновой

В конце 60-х — начале 70-х гг. XX в. в русистике заметно активизируются семантические исследования, расширяющие границы традиционно установленных взглядов на природу лексического значения слова, ставящие иные акценты в изучении взаимосвязи звучания слова и его значения, тем самым способствуя появлению новых разработок в области идей лексической семантики. Именно в этот период зарождается новое направление в лингвистике — мотивологическое, органично сочетающее в себе уже осмысленное предшественниками знание об «идее имени», «идее образа» (Платон), о «внутренней форме слова» (А. А. Потебня) и принципиально новое, достигнутое путем обращения к носителю языка, знание, воплотившее в себе черты антропоцентрической лингвистики, покорившей ученых будущего столетия.

Становление и развитие мотивологии происходило поэтапно.

I этап: начало 70-х — середина 80-х гг. XX в. В 1972 г. выходит в свет обобщающая статья О. И. Блиновой «Лексическая мотивированность и некоторые проблемы региональной лексикологии», в которой автор поднимает проблему о значимости мотивации слова в процессе языкового общения и намечает ряд вопросов, остающихся актуальными и до сих пор, см. «Вопросы изучения лексики русских народных говоров» (Л., 1972). С. 92-104. Эта статья представляет собой своеобразную программу исследования лексического явления мотивации слов и служит отправной точкой для дальнейших научных изысканий в этой области. В 1974 г. О. И. Блинова защищает докторскую диссертацию «Проблемы диалектной лексикологии», в которой впервые даёт систематизированное представление о ранее не изучавшемся лексическом явлении — явлении мотивации слов, определяет в лексикологическом ключе исходные понятия теории мотивации (мотивированность слова, внутренняя форма слова, мотивационные отношения др.), анализирует лексические процессы, связанные с мотивированностью слова (ремотивация, демотивация и др.). Научное исследование, проведенное с опорой на богатую источниковедческую базу, которая в дальнейшем послужила фундаментом для создания двухтомного «Мотивационного диалектного словаря: Говоры Среднего Приобья» (Томск, 1982-1983), положило начало для осмысления новых идей в области лексической мотивации.

На первом этапе большое внимание уделяется лексикографической обработке материала, собранного в течение предшествующих 30 лет сотрудниками и студентами Томского госуниверситета в ходе диалектологических экспедиций (деревни и сёла Среднего Приобья). В результате работы словарного сектора было составлено около 20000 словарных статей, содержащих десятки тысяч контекстов с актуализованными мотивационными связями лексическими единицами говоров Среднего Приобья.

На протяжении десяти лет формируется мотивологическая концепция: уточняются исходные понятия и термины теории мотивации, изучается связь явления мотивации с другими лексическими явлениями, апробируются попытки составления мотивационных словарей иных типов (частотный, словарь внутренних форм слова и др.). В результате всестороннего исследования лексического явления мотивации слов обозначаются основные аспекты теории мотивологии — онтолого-методологический, функциональный, динамический, лексикографический, источниковедческий, нашедшие свое отражение в монографии О. И. Блиновой «Явление мотивации слов: Лексикологический аспект» (1984).

II этап: середина 80-х — середина 90-х гг. XX в. Вышеназванные аспекты получают дальнейшее своё развитие в трудах О. И. Блиновой и её последователей, представителей томской мотивологической школы. Отдельным и общим вопросам лексической теории мотивации слов посвящены докторские и кандидатские диссертации, монографии, статьи Н. Д. Голева, Т. А. Демешкиной, Г. В. Калиткиной, М. В. Курышевой, В. Г. Наумова, Н. Г. Нестеровой, Е. В. Михалёвой, А. Н. Ростовой, И. В. Тубаловой, Е. А. Юриной и др. На этом этапе развития мотивологии с достаточной глубиной и основательностью исследуются отдельные стороны лексической теории мотивации, определяются ключевые позиции науки с учетом принципов новой научной парадигмы знания. Показания метаязыкового сознания носителей диалекта, ставшие единственным источником изучения мотивированности слова, служат ярким свидетельством антропоцентрической направленности мотивологической концепции. Ассоциативная природа мотивационных отношений, рассматриваемых как факт языкового сознания носителя языка, позволяет подходить к явлению мотивации слов как феномену, отражающему языковую реальность. Мотивированность слова рассматривается как один из главных критериев определения образных средств языка, выполняющих экспрессивную, эстетическую, суггестивную, ассоциативно-образную функции; является движущей силой происходящих в языке лексических процессов — ремотивации, лексикализации и т. д.

III этап: середина 90-х гг. XX в. — первое десятилетие XXI в. Этот этап характеризуется детальной разработкой всех основных аспектов мотивологии, прежде всего, функционального и сопоставительного. Ряд научных статей, опубликованных в 1992-1996 гг., посвящён сопоставительному изучению явления мотивации слов и обоснованию самостоятельного раздела науки — сопоставительной моти- вологии. С 1996 г. активно проводятся мотивологические исследования в сопоставительном аспекте на материале различных тематических групп с привлечением широкого спектра языков — русского, польского, украинского, словацкого: А. Д. Адилова (Жакупова), русского и французского: И. Е. Козлова, русского и английского: А. С. Филатова (Саенко), русского и немецкого: Н. А. Чижик (Тихонова).

В числе актуальных, требующих отдельного рассмотрения, оказываются вопросы о роли внутренней формы слова, ее функциях в языке и речи. Текстоцентрический подход позволил подойти к мотивированному слову и мотивационно связанным словам как компонентам высказывания, функционирующих на уровне художественного текста: Л. В. Дубина, Е. Ю. Сыпало (Погудина), О. С. Михайлова, а также в рамках народно-разговорной речи: Е. В. Найдён. На обширном языковом материале с учетом данных психолингвистического эксперимента проводятся исследования в социовозрастном: К. В. Гарганеева, источниковедческом: М. Н. Курапова, динамическом: И. А. Кунгушева и других аспектах. Продолжает активно разрабатываться лексикографический аспект явления мотивации слов. На сегодняшний день имеется несколько мотивационных словарей, главным из которых остается двухтомный толковый «Мотивационный диалектный словарь: Говоры Среднего Приобья», представляющий в лексикографически обработанной форме мотивированные слова диалекта во всем разнообразии их мотиваци- онных связей, отражающих реальную речевую действительность. Своеобразным результатом подведения итогов о проделанной за 30 с лишним лет работе в области лексической теории мотивации слов явилась научная монография О. И. Блиновой «Мотивология и её аспекты» (Томск 2007), «Словарь терминов мотивологии» в 3-х изданиях (Томск 2000, 2002, 2005), Библиографический указатель (Томск 2000).

Автор: А. Д. Жакупова

 
Форум » Уроки Русского языка » Семантика. Лексикология » Русская мотивология: этапы становления (Мотивированность слова, мотивологический подход и т.д.)
Страница 1 из 11
Поиск: