23:16 Статус субстантивированных образований в системе словообразовательных гнезд современного русского языка |
Субстантивация,
субстантиваты, существительные адъективного склонения, синхронное
словообразование Summary. In the paper is given
substantiation of word-formative criteria during ascertainment of real limits
between a) nous of adjectival declination and b) substantivates, paper is
defining status of a) and b) in word-formative nests' structure. Определение
словообразовательной системы как совокупности словообразовательных гнезд (СГ)
актуализировало задачу описания формально-семантической структуры гнезда с
субстантивами адъективного склонения. Процесс
субстантивации может быть рассмотрен в диахроническом и синхронном аспектах.
Для данного исследования актуальным является синхронный аспект, когда
устанавливается не реальная история возникновения номинации, а соотношение
между мотивирующим и мотивированным. Рассматривая субстантивацию как способ
синхронного словообразования, мы оперируем понятием субстантиваты (термин
впервые введен в научный обиход В. В. Лопатиным) — образования, структурно и семантически
мотивированные прилагательными или причастиями. Цель статьи —
обоснование словообразовательного критерия при установлении реальных границ
между существительными адъективного склонения и субстантиватами в системе
современного русского языка, определение их словообразовательного статуса в
структуре СГ. Как известно,
в системе современного русского языка все субстантивы адъективного склонения
представляют собой структурное единство и группируются в определенные типы, с
одинаковым отношением к мотивирующему прилагательному или причастию. Основополагающим
критерием отличия субстантиватов от других типов субстантивов адъективного
склонения для нас является словообразовательный фактор — отсутствие или наличие
омонимичных форм прилагательных или причастий в системе современного русского
языка. Субстантиваты
по отношению к мотивирующим прилагательным являются однокоренными омонимами и
выделяют в своей структуре суффиксы. Омонимия здесь создается омоморфемностью
окончаний прилагательных и словообразовательных аффиксов субстантиватов. В
качестве словообразовательного средства используется флексия мотивирующего
слова, за субстантиватом закрепляется парадигма одного из трех грамматических
родов или парадигма множественного числа. Согласовательные флексии прилагательных
преобразуются в независимые аффиксы существительного. Так, при образовании
субстантиватов окончания прилагательных или причастий перестают выполнять свои
прежние функции — они становятся формантами, превращаются в
словообразовательные показатели. Словообразовательная функция флексий в
субстантивированных образованиях одинакова, независимо от того, каким путем они
реально возникли. Омонимическая
противопоставленность субстантиватов и мотивирующих их прилагательных строится
на их лексических, грамматических и словообразовательных признаках: Изучение адъективных образований в словообразовательном аспекте, использование словообразовательного критерия позволило выявить оппозицию: существительные адъективного склонения — субстантиваты. Существительные адъективного склонения — образования, которые не имеют в современной словообразовательной системе омонимичных форм. В структуре СГ они являются исходными, немотивированными, не производными основами и дериватами, мотивированными глаголами и существительными. Существительные адъективного типа склонения органично вписываются в четырехкомпонентную типологическую структуру СГ, разработанную в трудах А. И. Моисеева. Выделяются элементарные, веерные, линейные и комплексные гнезда. СГ с исходными адъективными существительными составляют 0,2% от общего количества гнезд в «Словообразовательном словаре русского языка» А. Н. Тихонова. Словообразовательный потенциал равен 3,9. Типология анализируемых СГ различна. Встречаются одно-, двух- и многоступенчатые гнезда. Максимальная глубина гнезда — 4-я деривационная ступень. В системе структурных типов СГ доминируют комплексные гнезда (50%). Веерные и элементарные составляют соответственно 20 и 30%. Самой продуктивной частью речи в анализируемых структурах является имя существительное (52%), имена прилагательные составляют — 35%. Основной способ словообразования — суффиксация (65% дериватов). Основная часть дериватов стилистически маркирована: имеет разговорно-просторечную стилевую окраску. Исходные адъективные существительные генетически различны: калькированные, заимствованные и исконные образования. Субстантиваты
— образования, мотивированные в системе современного русского языка
омонимичными формами, они входят в структуру СГ только как дериваты. Субстанти-
ваты принципиально отличаются от адъективных существительных. Их местоположение
в структуре СГ обусловлено спецификой субстантивации как способа синхронного
словообразования Анализ формально-семантической структуры СГ с субстантиватами
выявил следующие особенности: а) субстантиват не может быть исходной
основой гнезда; б) на первой деривационной ступени
субстантиааты образуются только в адъективных СГ; в) субстантиваты входят в СГ
четырех структурных типов, но одноступенчатые СГ (элементарные и веерные) — это
СГ с адъективной вершиной. В структуре СГ субстантиваты образуются на пяти
деривационных ступенях, но наибольшее количество образовано на 2-ой и 3-ей
ступенях деривации в СГ с субстантивной и вербальной основами. Общее
словообразовательное значение субстантиватов первой деривационной ступени
«название по характеризующему непроцессуальному признаку» обусловлено
мотивированностью их исходным качественным прилагательным. На второй и
последующих деривационных ступенях расширяется мотивирующая база
субстантиватов, что обусловливает различные словообразовательные значения:
название по предметно-характеризующему признаку, по процессуальному
предметно-характеризующему признаку, по предметно-количественному признаку. Признание словообразовательного критерия основополагающим позволило по новому подойти к проблеме субстантивации как способу синхронного словообразования, выявить различную типологию субстантивов адъективного склонения и определить их словообразовательный статус в структуре словообразовательных гнезд современного русского языка. Автор: Т. П. Адскова |
|
Всего комментариев: 0 | |