Главная » Статьи » Русский язык

Речевой портрет современного старшеклассника

Почему-то принято считать, что вся современная молодежь в основном одинакова — в увлечениях, оценках, речевом поведении. Однако если задуматься, то станет ясно: нельзя делать поспешные и универсальные обобщения. Многие молодые люди, действительно, очень легко и прочно подпадают под какие-либо влияния — стереотипов, моды и т.п. И эти группы молодежи исследователи активно изучают, т.е. в поле зрения попадают какие-либо типы, объединения. Но никто не может точно сказать, сколько же среди молодых людей самостоятельно думающих и чувствующих личностей. А их, возможно, даже больше, чем кажется. Уникальность, индивидуальность, конечно, считается ценным качеством, но ее мало изучают, считая это неперспективным занятием. Потому что ее нельзя повторить, как нельзя применить полученные результаты исследования к большинству явлений. Можно заметить, что термин «личность» приобрел двусмысленность: этим термином обозначают как нечто собирательное, так и неповторимое. Мы считаем, что, говоря о речевом портрете современного молодого человека, важно учитывать обе эти стороны — типичное и индивидуальное. И второе даже важнее, интереснее.

В повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» есть персонаж — молодой человек, только что окончивший школу, которого зовут Иван. Он ни с кем особо не дружит, наблюдает и размышляет над жизнью, ищет себя вдали от толпы, суеты — то едет надолго на Байкал, то на строительство сельской церкви. Иван любит обобщать, строить «формулы» жизни, хорошо распознает замаскированную ложь, но пока не нашел для себя «формулу» истины. Среди его увлечений есть интерес к исконному смыслу слов, к их истории. Валентин Распутин подробно описывает то, как Иван избирательно читает книги и воспринимает мир родного языка.

Иван взял с собой из дому «на всякий случай» книгу пословиц русского народа и церковно-славянский словарь. Вот он взял словарь, «полистал, вслух повторяя осторожно и трогательно, словно пробуя на вкус и боясь вспугнуть: лепота, вельми, верея, чресла, навет, златозарный, светосиянный... и откинулся в изнеможении: что это? Если бы отыскался человек, воспитывавшийся в глухом заточении и никогда не слышавший слов: мама, люблю, дорогой, спасибо, никогда от рождения своего не ведавший ласки и не засыпавший под колыбельную, он бы их тотчас понял и узнал при встрече, потому что он и не жил без них, все ждал и ждал, когда прикоснется к нему волшебная палочка их звучания и оживит его. Иван точно клавиши перебирал, и дивная музыка узнавания звучала в нем мягкими и торжественными аккордами. Все эти слова, все понятия эти в Иване были, их надо было только разбудить. все-все знакомое, откликающееся, давно стучащееся в стенки.

В этом, похоже, и коренится прочность русского человека. <...> Когда звучит в тебе русское слово, издалека-далёко доносящее родство всех, кто творил его и им говорил; когда есть в тебе это всемогущее родное слово рядом с сердцем и душой, напитанных родовой кровью<...>. Оно, это слово, сильнее гимна и флага, клятвы и обета; с древнейших времен оно само по себе непорушимая клятва и присяга. Есть оно — и все остальное есть, а нет — и нечем будет закрепить самые искренние порывы» [Распутин 2003: 146-147].

Можно спорить о том, насколько типичен этот созданный писателем образ. Но правда в том, что молодежи во все времена нравится искать корни и смыслы. Правда и то, что юноши и девушки читают разное и по- разному. Юноши (если они читают) выбирают книги по истории, о природе, о политике, о приключениях, открытиях, юмористические тексты. Читающие девушки, помимо того, что добросовестно штудируют (нудную, с точки зрения мальчишек) школьную программу по литературе, любят книги про любовь, полезные советы, популярные книги по психологии коммуникации. И те, и другие обожают мистику.

Во всем этом многообразии предпочтений вполне могло бы найтись место и для изучения «Вселенной языка». Но, во-первых, нет достаточного количества книг для школьников, где бы популяризировались знания по философии языка и культуры. Во-вторых, у самих ребят нет необходимой базы для самостоятельного поиска такой литературы. В-третьих, мало наставников, которые бы помогали детям развивать в себе качества исследователей родного языка.

Житейский опыт показывает, что все школьники, а особенно старшеклассники с удовольствием анализируют интересные языковые факты, любят языковые игры, эксперименты. Им просто нужно помочь организоваться, направить, подсказать. Потому что люди без этого утрачивают точность и уместность выражения мысли и чувства. Современный человек, живя в многомиллионном обществе, испытывает недостаток общения — не в смысле количества, а в смысле качества.

Очевидно, что формирование речи идет от личности к личности. Когда меняется круг собеседников, тогда меняется и стиль общения, его форма и содержание. Если общение сводится к примитивным формам, укладывается в стандартный набор фраз, то нарушается культурная преемственность поколений, исчезает живая основа ярких мыслей и чувств и способность к сопереживанию [Колесов 1999: 262].

Слова, которые человек употребляет, составляют его активный словарь. Слова, которые человек не употребляет, но узнает в тексте, понимает, составляют его пассивный словарь. Считается, что состав активного и пассивного словаря разных лиц зависит от их специальности, возраста, образования, общего культурного уровня (знание языков, начитанность и т. п.), места жительства (город, деревня) и личных качеств, вкусов, интересов [Энциклопедический словарь. 1984: 18]. Таким образом, личные качества тоже немаловажны. Образование, возраст, место жительства, начитанность все же не дают стопроцентной гарантии того, что речь человека будет богатой и выразительной. Нужны еще и способности к общению, к образному мышлению, нужны особый характер, наблюдательность, творческая жилка.

Опасны удобные коммуникативные шаблоны, поскольку они ведут к обезличиванию речи. «Совсем недавно у нас не было литературного языка в национальной его форме, но верно и то, что со временем его опять-таки не будет, если в процессе развития культуры снова потребуется перейти на общение в символических формах (все к тому идет)» [Колесов 1999: 8]. Если подумать, то молодежный сленг — явление того же порядка, что и шаблон. Говорить на жаргоне на самом деле не оригинально, а примитивно. Берутся уже готовые штампы-фразы, над которыми не нужно думать. Но мы обратили внимание на то, что, взрослея, молодые люди в меньшей степени пользуются жаргоном, штампами. Старшеклассники используют чаще общеупотребительную лексику, чем обезличенные жаргонизмы. Неправильно изучать речь старшеклассников только по тому, как в ней используются школьный сленг или школьный фольклор, и забывать о том, что речь человека намного сложнее и богаче.

Итак, речевой портрет современного старшеклассника многолик, его нельзя свести к нескольким чертам или типажам. И это внушает оптимизм, еще раз доказывая, что истоки духовной культуры живут в языке и проявляются в речевом общении.

Литература

1. Активный и пассивный словарь // Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М. В. Панов. М., 1984.

2. Колесов В.В. Жизнь происходит от слова. СПб., 1999.

3. Распутин В. Дочь Ивана, мать Ивана // Наш современник. 2003. № 11.

 

Автор: А.Н. Пешков (Краснодарский край, ст. Полтавская)

Категория: Русский язык | Добавил: Forbesman (24.12.2010)
Просмотров: 4936 | Теги: РЕЧЬ, книги, языка, словарь, Культуры, слова, иван, Человек, человека | Рейтинг: 3.0/1