Главная » Статьи » Русский язык

Диглоссия в региональном пространстве

В Тюменской области проживают представители 150 национальностей. Русским языком владеют представители каждой из них, другая картина наблюдается относительно знания родного языка (языка предков). Перспективы развития двуязычия и билингвизма в области невысокие. Особенно в русле двуязычия среди русскоговорящего населения — русский язык достаточен для полноценной коммуникации, и потребности в изучении второго языка, языка народа, проживающего рядом, — нет. Если представители других национальностей активно изучают русский язык, то среди русского населения двуязычие не развито — перепись 2002 г. отметила, что ненецким языком владеют 96 русских. Такая ситуация была не всегда. Первые переселенцы стремились изучать язык коренных народов для ведения торговых дел, переговоров. Вторая Остяко-вогульская окружная партийная конференция 1934 года обязывала «каждого коммуниста изучить один из национальных языков» [Из истории...1986: 153].

На севере области, в районах ЯНАО и ХМАО, диагностируется постепенное снижение знания коренным населением родного языка. По данным переписи 1970 и 1979 гг., доля ненцев, свободно владеющих родным языком, снизилась с 84,9% до 81,6 % , ханты — с 75,2% до 70,8%, манси с 56,9% до 53,6%. В то же время постоянно росло количество людей, свободно владеющих русским языком. По данным последней российской переписи, доля ненцев, владеющих русским языком, — 88,8%, родным — 75,8%. Манси, владеющих русским языком, — 99,1%, родным — 24%. Ханты, владеющие русским языком, составляют 97,2%, родным — 47,3% от общей численности. На юге области двуязычие сохраняется у вновь прибывшего населения, среди мигрантов из южных республик бывшего СССР, а также у татарского населения области. Последнее обстоятельство подкрепляется мощными образовательными традициями, сохранившимися татарскими школами, а также потенциалом вузовского образования в Тюмени и Тобольске, имеющейся местной татарской интеллигенцией, функционированием СМИ на татарском языке в печатных и электронных формах (напротив, на ненецком языке выходит небольшим тиражом лишь одна газета в мире — «Красный Север»).

Однако проведенные в области исследования свидетельствуют, что региональную областную ситуацию целесообразно характеризовать не столько как показатель двуязычия и билингвизма, сколько как диглоссию — функциональное разграничение языков в процессе повседневной коммуникации.

Вся деловая жизнь в регионе ведется на русском языке, он является достаточным для полноценного общения, имеет широкие возможности в плане получения новой информации, именно на русском языке публикуются книжные новинки, новости на русском языке оперативнее доходят до населения и т.д.

Татары, работающие или учащиеся в интернациональном коллективе, пользуются преимущественно русским языком, татарский же становится исключительно языком внутрисемейного общения. Татары в моноязычных татарских коллективах активнее используют ресурсы родного языка, переходя на русский только в ситуации общения с представителями других национальностей. Но и для монотатарских коллективов знание русского языка необходимо для всех ситуаций, выходящих за рамки бытового и семейного общения. Проведенное в 2006-2009 гг. исследование татарской студенческой молодежи Тюмени и Тобольска свидетельствует, что два языка в их сознании не тождественны. В семейном общении, языке мысли (внутренней речи) преобладает один язык, поэтому психологического равновесия двух языков не происходит. Речевая практика за пределами семейного и моноэтнического круга демонстрирует дифференцированный выбор языка в зависимости от ситуации общения, темы, собеседника. Таким образом, правомерен вывод о функциональной специализации языков в индивидуальной речевой практике. Использование двух языков в тождественных ситуациях оказывается избыточным и функционально неоправданным.

Тем не менее, в среде татарского населения доля утраты владения родным языком ниже, чем у представителей Крайнего Севера, и, помимо вышеуказанных причин — возможности обучения на родном языке на всех ступенях образования, включая получение кандидатской и докторской ученой степени; возможности получения информации на татарском языке через сеть СМК, возможности читать литературу, написанную на татарском языке и издаваемую как в области, так и в Татарстане, — есть еще один важный канал развития и укрепления роли родного языка.

Развитие коммуникации характеризуется не только расширением сферы действия русского и английского языков, но и одновременно валоризацией родного языка. По мере развития культуры, науки, образования возрастает культурная и социальная значимость всех языков — и языков международного общения, и языков малочисленных этносов. Сложение письменной традиции, развитие образования, внесение своего вклада в общечеловеческую культуру способствует развитию этнического самосознания, что повышает престиж родного языка, в котором видят средоточие истории и народного духа.

Л.М. Дробижева и Ю.В. Арутюнян в работе «Этносоциологические очерки», опираясь на тезис Ф. Барта о проблемах этнических границ, писали: «Культурные различия имеют тенденцию к снижению в условиях интенсивного межэтнического контакта, построенного без учета этнического фактора, то есть без опоры на этническую идентичность — в сферах трудовой деятельности, к примеру, а в сферах досуга, семейно-ролевых и бытовых формах поведения культурная различительность растет».

Исследования, проведенные в области, свидетельствуют, что активно идут процессы дифференциации языков в функциональном отношении, одновременно возрастает объем коммуникации на каждом языке, расширяются социальные функции языков. Подобная ситуация взаимной функциональной дополнительности способствует устойчивому характеру двуязычия нерусских этносов на территории области.

Литература

1. Из истории культурного строительства в Тюменской области. Сборник документов и материалов. Екатеринбург, 1986.

Автор: Н.А. Галактионова (Тюмень) 

Категория: Русский язык | Добавил: Forbesman (22.12.2010)
Просмотров: 491 | Теги: языком, языков, языка, родного, русским, области, населения, языке, родным, общения | Рейтинг: 0.0/0